КПРФ

Проблемы российского учительства нарастают

 

Перед сентябрьской встречей руководителей парламентских политических партий с Президентом РФ Дмитрием Медведевым члены Комитета по образованию Государственной Думы от КПРФ Иван Мельников и Олег Смолин подробно доложили ситуацию с российским учительством Председателю ЦК КПРФ, руководителю фракции КПРФ в Государственной Думе Геннадию Зюганову. На основании всестороннего анализа этой информации лидер КПРФ подготовил на имя Президента России специальное письмо, которое передал Дмитрию Медведеву на состоявшейся в сентябре встрече.

В день профессионального праздника всех учителей – День Учителя - мы знакомим с его содержанием.

 

 

Президенту

Российской Федерации

Д.А. Медведеву

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Когда 2010-й год был объявлен Вами Годом учителя, фракция КПРФ приветствовала это решение. Однако реальные действия Правительства Российской Федерации, а в особенности Министерства образования и науки РФ и Министерства финансов РФ, привели к дискредитации этой идеи.

1. В федеральном бюджете на 2010 год в очередной раз не предусмотрены целевые средства на повышение заработной платы интеллигенции вообще и работников образования в частности. В сочетании с дотационностью большинства регионов, переходом на подушевое финансирование учебных заведений и так называемые новые системы оплаты труда это даёт следующие негативные результаты:

- крайние диспропорции в оплате педагогического труда. Зарплата учителей колеблется от более чем 35 тысяч рублей в Москве до 5-7 тысяч во многих субъектах РФ. На наш взгляд, это нарушает статью 114 Конституции Российской Федерации, которая прямо обязывает Правительство обеспечивать «проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии». Право человека на образование, которое во многом определяется статусом педагога и оплатой его труда, не может и не должно зависеть от того, в бедном или богатом регионе страны ему довелось родиться;

- в большинстве регионов отставание роста номинальной заработной платы от роста цен на товары первой необходимости. По данным Росстата, в первом квартале 2010 года средняя зарплата в образовании по отношению к средней зарплате в производственных отраслях составляла 64%. Для сравнения: в США средняя зарплата в сфере образования составляет 129% от её среднего уровня по стране;

- во многих регионах – снижение номинальной заработной платы, что отмечено в Постановлении V Пленума ЦК профсоюза работников народного образования и науки. Заявления Министра образования и науки РФ, а также многих региональных руководителей о росте заработной платы в образовании вызывают крайнее удивление у педагогов большинства регионов страны (копии расчётов заработной платы работников Красноярского детского сада Любинского МО Омской области, полученные в письме на имя депутата ГД О. Смолина, прилагаются. Из них следует, что эта заработная плата без налогов составляет от 3800 до 5500 рублей);

- фактическая ликвидация установленной национальным проектом «Образование» выплаты за классное руководство под предлогом её учёта в размере заработной платы, рассчитанном по «новой» системе;

- резкое сокращение стимулирующей части фонда заработной платы. Вместо обещанного стимулирования квалифицированного труда это приводит к «уравниловке» в зарплате педагогов и вспомогательного персонала. Получая практически одинаковую заработную плату с техническими работниками, учителя и воспитатели детских садов задают вопрос: стоило ли так долго учиться?;

- значительный, а нередко – кратный рост уровня зарплаты руководителей и, соответственно, усиление их зависимости от органов управления образованием;

- радикальное усиление зависимости уровня оплаты труда конкретного педагога от личной воли руководителя учреждения и, тем самым, свёртывание самоуправления и нарастание бюрократизации. Поскольку же абсолютное большинство руководителей либо стали членами правящей партии, либо находятся под её воздействием, система образования превращается в «приводной ремень» партийной политики и используется в политических целях;

- в итоге – дальнейшее снижение качества образования и рост социальной напряжённости в образовательном сообществе.

2. В Государственной Думе рассматривается законопроект группы депутатов, предусматривающий сокращение действующей системы коммунальных льгот (льгот по оплате жилья и коммунальных услуг) для сельских педагогов и передачу ответственности за финансирование этих льгот в регионы. Законопроект вызвал поток писем протеста педагогов, профсоюзов и иных общественных объединений. Напомню: коммунальные льготы для сельских педагогов существовали в досоветский и советский периоды. Их сокращение понизило бы и без того нищенские доходы педагогических работников на селе.

3. В федеральном бюджете на 2010 год средства, выделенные для поддержки лучших учителей России, в Год учителя сокращены в пять раз.

4. Крайнюю тревогу в стране вызвал Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Согласно опросу Левада-центра, большинство населения России (54%) полагают, что с принятием закона качество бесплатного образования, медицины и культуры ухудшится. Противоположного мнения придерживаются лишь 7%.

5. Бурю возмущения в образовательном сообществе вызвало предложение Министра образования и науки А. Фурсенко уволить в Российской Федерации около 200 тысяч учителей, сделанное в Год учителя и в канун Дня учителя (газета «Ведомости» от 7 сентября 2010 г.). Едва ли не самый популярный вопрос, который обсуждается в Интернете и в письмах, приходящих во фракцию, звучит так: если министру не нужны «лишние» учителя, то нужен ли учителям такой министр?

Уважаемый Дмитрий Анатольевич, в целях разрешения нарастающих проблем российского учительства убедительно прошу Вас:

1. Дать следующие поручения Правительству Российской Федерации:

- установить минимальный федеральный норматив финансирования образовательных учреждений различных типов и видов в расчёте на одного обучающегося. При этом регионам должно быть предоставлено право повышать данный норматив без финансовых санкций со стороны федерального центра, но запрещено его понижать;

- утвердить на федеральном уровне базовые оклады педагогическим работникам, также не подлежащие снижению;

- предусмотреть дополнительные средства в федеральном бюджете на 2011 год для тех регионов, финансовая база которых не позволяет установить федеральные нормативы финансирования образования и базовые оклады педагогических работников;

- в связи с ростом цен на товары первой необходимости, а также наличием дополнительных доходов бюджета, проиндексировать с 1 октября 2010 года заработную плату педагогических работников на 25% из федерального и региональных бюджетов по принципу 50:50.

2. Рассмотреть вопрос о служебном соответствии Министра образования и науки А. Фурсенко занимаемой должности.

Г.А. Зюганов, руководитель фракции КПРФ.

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


 

Видеоматериалы

Партийный актив


Николай Разворотнев
первый секретарь
Липецкого ОК КПРФ

Сергей Токарев
второй секретарь
Липецкого ОК КПРФ

Анатолий Сиротин
первый секретарь
Липецкого ГК КПРФ

Алексей Воробьёв
председатель КРК
Липецкого ОК КПРФ

Сергей Гриднев
первый секретарь
Липецкого ОК ЛКСМ РФ