КПРФ

СУМЕРКИ ОБРАЗОВАНИЯ

Патриотизм важнее математики?..

В Государственной думе Российской Федерации приступают к обсуждению законопроекта о реформе школьного образования. До 15 февраля депутаты должны рассмотреть законопроект, и если он будет принят, старшую школу ждут существенные изменения в учебном плане.

 

 

 

Суть законопроекта можно описать так: количество учебных часов, потраченных на образовательные предметы, будет уменьшено в пользу нравственно-патриотического воспитания школьников. Для российских старшеклассников оставят только три обязательных урока: ОБЖ, физкультуру и новый предмет - «Россия в мире» (смесь истории, географии и культурологии).

Остальные дисциплины сформированы в 6 предметных областей, из которых ученики смогут выбрать только семь предметов для обучения:

Русский язык и литература, родной язык и литература;

Иностранный язык (первый иностранный, второй иностранный);

Общественные науки (обществознание, история, география, экономика, право);

Математика и информатика (математика, информатика, алгебра, начала матанализа, геометрия, информатика);

Естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология);

Курсы по выбору (искусство или предмет по выбору школы - для национальных республик).

Школьник имеет право выбрать одну или две предметные области, но не более 7 предметов. При этом 3-4 предмета изучаются на профильном уровне, 3-4 - на базовом уровне.

Учебный день продолжат уроками патриотизма. Правда, никто пока не может внятно сказать, чем будут наполнены эти уроки. Автор этих поправок, генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков объясняет такой «перекос» в учебном плане следующим образом:

- Для любого государства воспитание гражданина и патриота своей страны является главной задачей, оно важнее математики или физики. Физику можно выучить потом, если не выучил, математику можно выучить. Но воспитать ценностную сферу гораздо сложнее. Потом не наверстаешь, - считает Кондаков.

Столь глобальное изменение школьной программы, которое наши законодатели планируют претворить в жизнь в 2011 году, вызвало немалый общественный резонанс. Стоит ли упрощать школьную программу в пользу патриотического воспитания? Не повлечет ли это глобального «отупления» выпускников? И можно ли вообще научить любви к Родине административным путем?

Мы попросили прокомментировать грядущие изменения некоторых известных в Липецке людей, которые имеют к образованию прямое отношение - и по профессиональным причинам, и потому, что имеют детей-школьников.

Председатель департамента образования города Липецка Анна Шамаева от комментариев законопроекта, который еще не стал законом, воздержалась.

- Все это коснется нас напрямую, когда мы получим официальный документ об изменении в образовательном процессе, с инструкциями, - заметила Анна Митрофановна. - А обсуждать закон, который еще не принят и не действует, вряд ли стоит.

Николай Разворотнев, депутат Государственной Думы, первый секретарь Липецкого обкома КПРФ:

- Подобные поправки в законе об образовании - это насмешка над классическим образованием, которое мы все получали в эпоху существования СССР, и которое было весьма качественным, основательным. Не стоило бы трогать то, что уже проверено временем и опытом.

Но проблема, на мой взгляд, в другом - в том, что у нас государство плохо заботится о главной фигуре образовательного процесса - преподавателе. Учитель в школе, доцент в вузе, мастер в профессиональном училище должны получать достойную плату за свой труд, тогда и качество образования возрастет. Ведь многие педагоги стали подходить к своей работе формально по причине усталости от нищеты и неуважения к себе.

Чем тратить время и деньги на сомнительные реформы, лучше усилить материальную базу школы, лабораторную базу.

Мое патриотическое воспитание началось с пеленок, но я прежде и слова такого не знал – патриотизм. Слово это тогда не звучало везде так активно, но патриотизма в людях было куда больше, чем сейчас. Поэтому, если мне предстоит встать на защиту своей страны - я знаю, за что я буду бороться. А вот новое поколение, воспитанное на рекламе пива, думаю, не знает, и это плохо для них самих.

Однако я уверен, что вводить патриотизм декретом - невыполнимая задача. Родину любят не потому, что так велит законодательство, а за что-то, по каким-то причинам. А когда экономика страны в упадке из-за сырьевой зависимости, когда пышным цветом цветет коррупция, когда так велика пропасть между богатыми и бедными, и у родителей вечная тревога в глазах - дети не могут этого не заметить. До патриотизма ли им?

Андрей Ряжских, директор филиала ООО «Румедиа -Прайдмедиа», отец трех дочерей:

- Вспоминая свои выпускные годы, могу сказать, что отношение к любым «необязательным» предметам было, мягко говоря, прохладным. И уроки (часы) ОБЖ были бесполезной тратой времени, или подготовкой к следующим занятиям. Не думаю, что заменив существующие предметы на новопатриотические, современная школа вдруг вовлечет старшеклассников в глубокие размышления на тему нравственности или патриотизма. Подростки с их протестной психологией - не лучший «плацдарм» для подобных начинаний. Любовь и уважение к своему Отечеству следует начинать прививать еще в детстве.

Очень многое будет зависеть от того, кто и как будет прививать (преподавать) нашим детям новоявленные дисциплины. Где наша система образования возьмет специалистов, в принципах которых я, как родитель, не буду сомневаться? Есть методики? Есть материал? Не уверен. Я не против того, чтобы на подобных занятиях показывали лучшие победные моменты из выступлений российских спортсменов с обязательным поднятием флага, звучанием гимна и слезами чемпионов. И гимн быстрей выучим, и последовательность цветов флага запомним, и патриотизма хоть отбавляй. Но это мечты. В реальности, боюсь, все сведется к невнятным пролетающим часам «для галочки». Но если из-за этого учителям повысят зарплату - я за!

Олег Бойко, председатель комитета Ассамблеи родительской общественности города Липецка:

- Патриотизм невозможно преподавать в виде отдельного урока. И этот новый предмет - «Россия в мире» - мне непонятен. Зачем нужна смесь истории, географии, и еще чего-то? Чем были плохи собственно история и география, как предметы?

Любовь и уважение к своему отечеству воспитывают в семье, личным примером. Детям надо больше рассказывать об истории родной страны. О самых великих ее достижениях. Интересные экскурсии по родному краю, встречи со знаменитыми земляками, краеведение - лучшее патриотическое воспитание. 

Но пусть это будет факультативно, а не в ущерб обучению обязательным предметам! Лично я горжусь тем, что получил так называемое «советское образование». По-моему, это законопроект нельзя принимать в таком виде, он нуждается в серьезной доработке.

Об этой же теме рассуждает и писатель-сатирик Михаил Задорнов:

Сегодня принято во всем винить советскую власть, а ведь подобных драк между восточной молодежью и русской в нашем советском прошлом быть не могло. Причина проста: кагэбэшники в СССР не были торгашами, не крышевали рынки, а власть имущие не использовали ее во имя собственной прибыли.

Как могут выработать национальную идею те, кто торгует? У них одна идея - продать все: нефть, газ, лес... А дороже всего продать Родину.

Возможно, наш президент искренне верит, что нашу молодежь надо учить так, как учат недорослей на Западе. Он ведь верит, что коррупцию можно победить с помощью партии «Единая Россия».

Национальной идеи в новой России нет, потому что тем, кто наверху, она не нужна. Торговцам выгоден хаос. Да и вообще называть эту идею национальной в нашей стране - невежливо. У нас много национальностей - нам нужна интернациональная идея.

На чем она может основываться? На том, что лучше всего удавалось нашим предкам в истории. Что больше всего любили славяне? Землю свою!

Век за веком они были замечательными земледельцами, художниками, композиторами, писателями. Но никогда наши порядочные, прогрессивно мыслящие предки не мечтали стать чиновниками - офисным планктоном. Никогда не привлекало славян и поглотившее нынешнюю элиту страны торгашество.

Главная наша идейная задача - направить энергию молодежи, заинтересовать ее. Когда-то этим занимался ВЛКСМ. Были кружки самодеятельности, стройотряды, агитбригады… А какие замечательные песни пели у костра пионеры…

Свято место пусто не бывает. Если оно не наполнено светом, его заполняет тьма. Сегодня, вспоминая о тех временах, когда речи не могло быть о подобных потасовках между молодежью разных национальностей и конфессий, мне бы хотелось напомнить нашим бездарным политикам, какие замечательные лозунги выдвинула в свое время советская власть. Я под ними могу подписаться и сейчас: «Мир - народам! Земля - крестьянам! Хлеб - голодным!»

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


 

Видеоматериалы

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Партийный актив


Николай Разворотнев
первый секретарь
Липецкого ОК КПРФ

Сергей Токарев
второй секретарь
Липецкого ОК КПРФ

Анатолий Сиротин
секретарь
Липецкого ОК КПРФ

Иосиф Арчелия
председатель КРК
Липецкого ОК КПРФ

Николай Быковских
секретарь по идеологии
Липецкого ОК КПРФ